Monday, February 4, 2008

Monarca Paragliding Open 2008

Соревнования для меня, прежде всего возможность полетать в компании с опытными пилотами и чему-то научиться. Очки, голы, секунды это уже вторичная задача. По сравнению с Rat Race 2007 уровень пилотов мне показался на порядок выше и кроме завсегдатаев Монарки американцев, приехало много сильных пилотов из Европы, познакомиться поближе с местом проведения чемпионата мира в следующем году. Перед соревнованиями у меня был один тренировочный день, чтобы посмотреть на место. Старт находиться в лесу, это огромная площадка, расчищенная от деревьев, на которой могут стартовать одновременно 6-7 пилотов. Единственная проблема - огромное количество пыли, от которой не спрячешься. При подъеме крыла так же взлетает столб пыли и подхваченный ветром оседает на пилотах, ожидающих своей очереди. Пыль позволяет с легкостью определить, кто из пилотов приехал только сегодня, а кто летает в долине уже неделю. Погода начинается в 10:30 - 11:00. К 12:30 ветер на старте усиливается, затрудняя старт. После взлета надо набрать 350-400 метров высоты чтобы перейти к El Penon - скале справа от старта. Пенон гарантирует хороший подъем, но вместе с ним и турбулентность со сложениями. Я каждый день, за исключением одного или двух, огребал там асимметрии и фронталки. Не страшные, но не приятные. Много страшных историй рассказывали про это место, как народ огребал по полной программе, с каскадами сложений, а иногда и с бросанием запасок. Поэтому многие предпочитают не задерживаться около Пенона на долго и летят дальше к Стене (The Wall) и дальше к Crazy Termal (сумасшедшему термику). Тут тоже складывает, но не так страшно. В этом месте практически всегда гарантирован хороший и быстрый подъем до базы. +6 а иногда и забросы до +8 здесь норма. Особый кайф доставляет вываливание из +8 в -8 и горе тому, кто не успеет отловить клевок. Стартовый цилиндр обычно выбирали так, чтобы все перелети к Wall и ждали до начала гонки здесь. Хоть места и много, но обычно формировалось два огромных паровоза, которые метались от одного термика к другому все толпой. Я до сих пор не люблю летать в таких паровозах, а после того как выпихнутый на край термика словил фронталку на срезе и пропадал какое-то время мимо другого народа и подавно. Ждать старт обычно приходилось около часа, я старался взлетать в числе первых, чтобы к моменту старта занять лучшую позицию, а не пытаться в последний момент догнать уходящий паровоз. Но парадокс был в том, что как только я находил хороший поток, толпа ломилась ко мне и выпихивала, если я не успевал подняться выше всех до того, как она подлетала. После старта все ломились как можно быстрее взять стартовый цилиндр и первую точку, чтобы заработать Departure points, а я докручивал поток, так как качество крыльев компетишен и DHV2 несколько отличаются, не в мою пользу и летел вслед. В тренировочный день US team поставила себе небольшой task, но уже в середине стало понятно, что пролететь его будет сложно и все на него забили. Я пролетел где-то половину, присмотрелся к окрестностям. После посадки обычно подбегает толпа детишек с огромным желанием заработать звонкую монету, уложив вам параплан или хотя бы просто посмотреть на "амиго". Если при заходе на посадку прощелкал носом и не знаешь, как выбираться у них же можно спросить, где находится "асфальто камина". Так же ребятишки могут сбегать за пивом, подвезти вас на ослике до дороги, а в один из дней чей-то папа подвез меня на раздолбанной машине до дороги, что-то около 5 км. Максимум, что мне удалось увидеть, это было 25 детишек одновременно, все мал мала меньше. Обступили меня, как чудо, свалившееся с неба, и с интересом наблюдали, как я собираю параплан.

Task 1 (63 km): Espina, Despue, Three Kings, La Casa, El Penon, San Ramon, LZ1208

Я стартовал рано, но из-за большого кол-ва пилотов, летавших около старта, не смог быстро набрать высоту и уйти на Пенон. В результате старт закрыла тень, термики выключили, и началось всеобщее выскребание. Только через пол час мне удалось набрать нужную высоту и перелететь сначала на Пенон, а оттуда к Стене. В результате старт я взял на 10 минут позднее, чем следовало, а дальше мое отставание от основной массы только увеличивалось. К Three Kings (3 Rays) я прилетел когда все уже брали La Casa, так что пришлось потрудиться с поисками термика, но помог опыт вчерашнего полета и, выкрутив до базы в гордом одиночестве, я полетел дальше. К тому моменту, когда я подлетал к La Casa, всю долину накрыло огромной сплошной тенью, и найти что-то рабочее мне не удалось. Я долго умирал в каких-то нулях с несколькими компетишенами, но они выжили, а я приземлился.
В итоге я пролетел 32.8 км и не долетев 2.5 км до La Casa занял 106 место. 16 пилотов на финише, а день выиграл Aljaz VALIC показав время 1:49:54.
Результаты Task 1

Task 2 (70 км): Espina, Divisa, Santa Maria, Saucos, LZ1208

Я сделал выводы из предыдущего дня и около старта больше не задерживался. Старт взял со всеми вместе и полетел к Three Kings. Те, кто прилетели повыше, без труда раскрутили термик и полетели вперед, а я немного застрял в этом месте. Лететь низко против ветра над лесом было несколько жутковато. В результате я опять безнадежно отстал и когда подлетал к Divisa лидеры уже взяли следующую точку и возвращались назад к Espina. Правда, сегодня я был не один. Еще человек пять запаслись высотой по максимуму и полетели к Santa Maria. В долине мы останавливались подзаправиться высотой, но она как-то все равно неумолимо таяла. Взяв точку, мы разделились. Моя группа поддержки полетела прямиком назад к Three Kings, а я остался ждать термика над высоковольтной линией. Минут через 10 терпеливого ожидания я вкрутился в +4 и набрал с километр высоты, который позволил прилететь к Three Kings с хорошим запасом, в то время как один из моих спутников уже паковал параплан внизу, а второй летал в самом низу горы. Я дождался очередной термик, но не докрутил его, за что и поплатился. Через плоскогорье я почти перелетел, но до Saucos-a не долетел 15 км. Если бы я летел быстрее вначале, то шансов у меня было бы больше, а так опять в конце летел в одиночку, не имея возможности подсмотреть, где расположены термики.
В итоге я пролетел 44 км, на 11 км больше чем вчера, не опоздал со стартом, хотя место получилось хуже вчерашнего: 107-е. 56 пилотов на финише, а день выиграл Urban VALIC, пролетев таск за 1:59:43
Результаты Task 2

Task 3 (67 km): Cerpel, Mesad, Escale, LZ3309

День оказался для меня очень удачным. Все мои проблемы были в основном из-за перестраховки, которая в результате только вредила, так как все улетали, а я оставался один. Не смотря на то, что я опять сегодня опоздал на 10 мин. со стартом летел я намного быстрее, чем в предыдущие дни. Между Cerpel и Mesad было спасение с малой высоты, я уже брил подвеской кроны деревьев и подыскивал посадку, когда мне на спасение пришел термик и вернул меня под базу. Мужик на 6-й Сигме был метров на 30 ниже, но выпарить не сумел и приземлился. Тот случай, когда десятки метров решают все. В Mesad-e я встретился с группой лидеров, которые уже взяли Escale и запасались высотой по пути к финишу. Но я тоже был не один, не сильно задерживаясь около Escale, я обогнал небольшую группу и рванул назад к Mesad туда, где сходили термики. Подзаправившись высотой, я полетел дальше. Нас было человек 5, но высота долины увеличивалась, и впереди был перевал в следующую долину. И опять я бросил 4х человек, которые полетели прямо, и полетел своим путем, забирая влево, так чтобы оказаться над гребнем горы раньше и пройти по этому самому гребню. Я оказался прав, подлетев к гребню я нашел термик и набрав немного высоты пошел вдоль хребта, а четверка пролетая по середине долины не нашла ничего кроме слива и приземлилась. После перевала на уровне вершины тусовалась другая пятерка парапланеристов, как они потом рассказали они провели там 45 минут, и так и не смогли набрать достаточно высоты, чтобы улететь оттуда. Долину опять накрыло глобальной тенью, и я иллюзий по поводу выпаривания не испытывал. Перелетев через перевал, я прошел в динамике вдоль горы, на сколько хватило высоты, и приземлился. Вся пятерка через 10 минут присоединилась ко мне. Кстати, это была гора, где живут бабочки, про которых я писал в предыдущем рассказе. Но солнца не было, и они не летали.
В итоге я пролетел 54 км, не долетев до финиша 14 км, опять на 10 км больше, чем вчера. Прогресс каждый день и в пролетаемом расстоянии и в скорости. Занял 78-е место, Ваууу!!!
50 пилотов на финише, а день опять выиграл Urban VALIC 2:11:06
Результаты Task 3

Task 4 (75 km): Cerpel, Divisa, La Pila, Mesad, La Casa, San Ramon

Сегодня я был близок к финишу как никогда. Но обо всем по порядку. После старта был трудный участок вдоль хребта и против ветра до Divisa. Я прекрасно помнил, как отстал тут во 2-м таске, на этот раз решил не тормозить и лететь по низам. Только я не учел, что ветер на уровне вершины хребта был намного сильнее, деревья и скалы создавали серьезную турбулентность, а все попытки крутить заканчивались таким сносом назад, что после нескольких попыток я крутил только один или два оборота, если попадался пузырь +4 и больше. Я был не один, еще человек 10 летели на такой же высоте, с переменным успехом пробиваясь против ветра. Остальные пошли верхами, и это было сегодня правильным решением. Чем ближе я подлетал к Divisa, тем сильнее становился ветер, а высота стремительно таяла. Но ее все же хвалило, что бы перелететь крайний отрог и пробиться вперед. Я был очень низко и закрадывались паскудные мысли, что вот здесь вот, на этой полянке и закончится мой полет. Но рассчитал я все правильно и эта маленькая горка с наветренной стороны, и была тем самым триггером, откуда срывались потоки, пополняемые принесенным из долины теплым воздухом. +3, +4, +6 я с легкостью обогнал всех, кто крутил над хребтом. Взяв Divisa, выкрутив еще раз до базы, я отправился через долину к La Pila. Не смотря на огромный запас высоты, за один переход было не долететь и пришлось остановиться на дозаправку. Рядом с La Pila есть озеро и еще какой-то известняк, тоже с водой, а сразу за ними небольшая лесистая горка. Лучше триггера не придумать. Я догнал очередную группу пилотов, мы вместе раскрутили +4, но мне еще надо было взять точку, они отправились дальше по маршруту. Правда из этой группы человек 5 остановились в долине собрать какие-то сопли, за что им спасибо, их я догнал без проблем и тоже стал обкручивать нули. Те, кто не остановился, приземлились перед Espina, а мы смогли прилететь к ней почти на уровне вершины в очередной термик. Потоки тут у края не самые сильные, поэтому я долго задерживаться не стал и полетел сразу к Crazy Termal. Кто-то сильно облажался и, придя ниже вершины, обошел Espina не справа, а слева, угодив точно в роторную зону. Такие грубые ошибки допускать нельзя, мужик сел через минуту после приличной порции сложений. А я, найдя свой +6, выбрал до базы и полетел дальше. Ребята, которые обкручивали над Espina +3, увидев такой расклад, полетели ко мне, но я их ждать не стал, время шло к вечеру, а пролететь оставалось не мало. Перед La Casa я догнал следующую группу, подзаправился высотой и полетел к Mesad. Вот тут-то и случилась засада, которую я не ждал. У моего Гармина есть глюк, когда перестает работать половина кнопок, а переключение между точками у меня ручное. Я даже выключил и включил прибор, но это не помогло. Пока я возился с прибором время ушло, а вместе с временем и высота, к La Casa я подлетал уже один. Выбрав на приборе карту, я начал искать точку, если бы я знал визуально, где она, это бы тоже помогло. Чтобы взять току достаточно влететь в 400м радиус вокруг нее, но мне пришлось брать с запасом, а дальше я полетел к финишу, еще не видя его визуально. Пытался что-то крутить, но больше терял, чем набирал. Когда я увидел, что до финиша я бы долетел и так, ничего не обкручивая, стало очень обидно, но сделать уже было ничего нельзя. В итоге я пролетел 72 км, не долетев каких-то 3 км до финиша. Правильным решением было просто забить на прибор и продолжать лететь со всеми. Наверное, сказалась еще и усталость, я был в полете уже больше 5 часов. Не смотря на все свои старания, я занял 99-е место. До финиша долетело 92 пилота, а день выиграл Aljaz VALIC 1:57:09, а его брат Urban занял второе место.
Результаты Task 4

Task 5 (82 km): Piano, 3Rays, Llano (R=5 km), Saucos, La Casa, San Ramon

Все предыдущие дни у меня шли на повышение, а этот день я откровенно слил. Как потом оказалось не я один, но легче от этого не стало. Уже утром стало понятно, что погода кислая, термики узкие и слабые, а ветер сильный. Облаков на небе не наблюдалось. Открылось стартовое окно, но никто не торопился стартовать, а тем, кто был в воздухе, с трудом удавалось набрать 100 метров над стартом. Время шло, погода не значительно улучшалась. Я взлетел, набрал, сколько мог, что-то около 300 и полетел к Пенону. Там, почти над самым лесом, уже выскребалось с пяток парапланов. Пройдясь несколько раз около скальника, поднабрав высоты, я улетел к Wall, но и там все было не сильно лучше. В итоге, высоты в момент старта было мало, но я полетел со всеми к 3 Rays, на пути встретив группу лидеров, которая возвращалась к Espina. В этот момент я не понял, почему они так полетели, над долиной, теряя драгоценную высоту, вместо того чтобы прижать к Wall. Взяв 3 Rays я последовал их примеру и понял, почему они так поступили. Не смотря на то, что ветер был западный, и стенка должна была быть наветренной, время было еще ранним, и лучше прогрелась восточная часть стенки и основные потоки сходили оттуда, а с нашей стороны был сильнейший слив, в который и попали невнимательные пилоты. Некоторым, правда, удалось пройти в роторе, очень медленно против ветра к Espina. Я же летел, как и лидеры, долиной, теряя драгоценную высоту, ругаясь, но все же летел. То, что осталось, метров 50-70 хватало только на то, чтобы найти посадку. Но я прилетел к подножью, как бы с торца и над хорошо освещенным лугом, где как раз сходил термик +2. Аккуратно, работая, можно сказать по миллиметру клевантами я крутил плоско, как только мог, виток за витком. И уже через 10 минут я добрался до вершины. Отдышался и перевел дух. Перелетел к Crazy Termal-у, набрал до базы и полетел над долиной, останавливаясь на пути везде, где только поднимало. А вот дальше я совершил ошибку, которая стоила мне дня. Слева по курсу два или три параплана медленно набирали, и я полетел к ним, пробиваясь через -2, а потом -3. Когда я прилетел к ним потока уже не было, только минуса. Перелететь через речку в следующую долину не хватало как раз той высоты, которую я потерял, пробиваясь сюда. Оставалось только приземлиться и утешать себя тем, что многие не долетели и до Espina. В итоге я пролетел 24 км, заняв не самое плохое 94-е место. До финиша добрался 21 пилот, а победа досталась, как вы уже, наверное, догадались, Aljaz VALIC 2:53:51
Результаты Task 5

Task 6 (60 km): Maguey, Divisa, San Ramon, Iglesia, Torre

В заключительный день соревнований таск, по традиции, поставили короткий. А значит, гонка предстояла быстрая, что не является моим коньком. Но неделя, проведенная здесь, меня все же кое-чему научила. Стартовал нормально, до Divisa доолетел быстро, не опускаясь, как в прошлый раз, ниже плинтуса. Дальше вернулся опять к Maguey, набрал в прикормленном месте высоты и перелетел к Escale. В это врем, стали формироваться облака, упрощая задачу поиска термиков. Нас было много, человек 30 или около того. Выкрутили до базы, перелетели к La Casa к соседнему облаку. Когда находишься на такой высоте, то море кажется по колено, и все полетели брать San Ramon. Только лететь надо было через голубую дыру, постоянно сливая. Меня опять потянуло на самодеятельность, и я стал забирать левее San Ramona, там были облака. Но я своим замыленным зрением не распознал, что это разваливающиеся облака и ничего кроме слива меня там не ожидало. Покружив немного с одиноким орлом пузыри над полем, я приземлился. Те, кто полетел к San Ramon по прямой, смогли взять точку. Но почти ни кому не удалось улететь оттуда. Те, кто летел перед нами, и те, кто после смогли, а мы нет. В итоге я пролетел 40 км, не долетев до San Ramon 1.5 км и занял 86-е место. А победителем сегодняшнего таска стал Urban VALIC, 1:42:44
Результаты Task 6

По итогам 6 дней я на 104 месте. Хороший результат, учитывая, что это мои вторые соревнования и летал я на Skywalk Cayenne-2, DHV2. Крыло, кстати, показало себя только с лучшей стороны. Братья Валич, выйграв по очереди все 6 дней соревнований, так и не смогли подняться на подиум, заняв лишь 5-е и 6-е места. Наша компания из Калифорнии выступила очень достойно: Eric Reed на 2-м, Josh Cohn на 7-м, Марти на 8-м места, да и другие выступили не плохо, обеспечив US team 1-е место в командном зачете.


Были и летные происшествия. В тренировочный день, финский пилот, выполняя винговер, на маленькой высоте, после асимметрии завязал галстук и бросил запаску. На финише второго таска сразу два пилота травмировались на посадке. У одного перелом запястья и нескольких ребер, у второго сломана лодыжка. После этого случая больше эту посадку не использовали. В крайний день между стартом и Пеноном шведский пилот бросил запаску и приземлился на дереве. Но ветка обломилась, и он продолжил полет до земли. Сразу же была организована спас операция с участием спасательного вертолета. Диагноз: перелом ноги и компресс позвоночника.

Итоговые результаты

Еще немного фоток:



1 comment:

St. Python said...

Интересный отчёт, спасибо.
Буду читать блог (по RSS) и далее.